Банки после пандемии: клиент останется в выигрыше

Участие Сергея в финтехе началось много лет назад в России, где он с партнерами создал первый платежный центр, позволявший клиентам в режиме онлайн консолидировать и оплачивать все свои счета в один клик. После продажи бизнеса региональному банку, Сергей продолжил деятельность в качестве предпринимателя и СЕО компаний в финансовом секторе. По словам Терентьева, его опыт включает в себя построение успешных финтехов на 12 рынках четырех континентов, более всего он сосредоточен на странах Латинской Америки.

После продажи бизнеса в России, Сергей в 2009 году стал соучредителем Латиноамериканского крыла известной международной компании Qiwi и возглавил ее финансовый бизнес в регионе на 7 рынках из 15, на которых компания вела свою деятельность. Сергей Терентьев построил с нуля бизнес Qiwi в Панаме, Перу, Аргентине, Колумбии, Чили, Мексике и Бразилии, где в 2016 году он был назван 4м из 30 самых влиятельных лидеров Бразилии в области финтека. Qiwi в 2013 году провела успешное IPO на американской фондовой бирже NASDAQ, достигнув капитализаций более 1 млрд долларов.

Во время своей работы в Латинской Америке в 2016 году Сергей со своими бывшими партнерами и коллегами из Qiwi создал успешный проект Flapper, ставший абсолютным лидером в области бизнеса авиации в Бразилии, и самым крупным в этой области во всей Латинской Америке. Сервисом Flapper пользуются десятки тысяч человек и парк компании насчитывает более 400 единиц авиационной техники.

Позже Терентьев объединил усилия с 4Finance Group, глобального лидера в области потребительского кредитования и стал отвечать за бизнес потребительского финансирования группы в Юго-Восточной Азии, в том числе на таких крупнейших рынках как Индонезия, Филиппины, Вьетнам и Малайзия, а также Мексики и Аргентины. Сергей вошёл в Совет Директоров компании в 2018.

Сейчас в качестве управляющего партнёра вместе с компанией Finstar Financial Group, Сергей строит банковский и кредитный бизнес совместной компании в Мексике, фокусируясь на клиентах, которым традиционно не доступны банковские услуги.

По мнению Терентьева, банковское дело ждут кардинальные изменения. Очевидно, отмечает он, пандемия стала стресс-тестом для рынка. Основным трендом в финансовом секторе, по его словам, будет фиджитализация (phygital, от «physical» + «digital»).

«Фиджитал, - поясняет он, - это новая бизнес-модель, объединяющая виртуальные и реальные коммуникации, на стыке цифрового и физического пространств. Это новая концепция, которая будет все больше заявлять о себе. Успешная трансформация реальных коммуникаций в цифровые каналы будет новым вызовом для всех финансовых институтов и самые продвинутые в этом направление станут самыми успешными в новых реалиях».

«Не секрет, что в мире онлайн и мобильный банкинг вырос до 500%. – отмечает он. - Если посмотреть на Латинскую Америку, то выросли не только услуги по доставке товаров, но и число пользователей сервисов финтех стартапов Neon Bank и PicPay. Интеграция разрозненных каналов коммуникации в единую систему и трансформация офлайн коммуникаций в банкинге в цифру, по мнению Сергея, не является тривиальной задачей».

Что ждет банки

По прогнозам Терентьева, более 60% клиентов традиционных кредитных организаций задумаются о переходе к партнерству c нео-банками. Эта миграция неизбежна, а нынешняя ситуация – лучший момент для выхода на этот рынок.

«Мы уже видим рост венчурного фондирования в нео-банки со стороны фондов даже в условиях пандемии, - подчеркнул он. Новые реалии будут предполагать большее удобство для потребителей банковских услуг. Модель предполагает, что нео-банки сфокусируются на приобретение клиентов, их рисковом скоринге и андеррайтинге, последующем обслуживанием клиентов, а традиционным банкам придется перейти на бизнес-модель Banking-as-a-Service. Основная роль традиционных институтов будет заключаться в предоставление функции бэк-офиса и обеспечением регуляторных требований ведения бизнеса».

«Клиент от подобных изменений останется в выигрыше, - уверен Терентьев. - И так уже происходило в предыдущие кризисы. Финансовый кризис 2008-2009 года повлиял на развитие финтех-технологий, а нынешняя пандемия станет новым стимулом для глобальной оцифровки банковских каналов, изменения моделей, снижения стоимости банкинга».

Союз банков и финтехов

Нынешняя ситуация предоставляет реальную возможность для сотрудничества между банками и финтехами, уверен Сергей Терентьев.

«Не конкуренции, а именно сотрудничества, которое принесло бы выгоду обеим сторонам, - отметил он. - Они могут разграничить «поля действий» и каждый получит своего довольного клиента. Небольшие и средние банки, к примеру, в США пострадали из-за того, что, как правило, у них более возрастные клиенты, и нет больших бюджетов для развития IT. Таким образом, именно небольшие банки нуждаются в партнерстве по разработке новых каналов для привлечения клиентов. Партнерство с нео-банками для многих из них единственный путь развития».

«Создание такого сотрудничества, в дополнение с фиджитал-каналами, может предполагать уровень общения, который выходит за рамки типичного набора инструментов robo-chat или robo-advisor, который уже работает в большинстве приложений самообслуживания или мобильных приложений, - пояснил бизнесмен. - Они должны быть менее искусственными, не допускать ошибок».

«Необходимо, - подчеркивает Терентьев, - онлайн обучать клиентов пользоваться продуктами в цифровых каналах. Простой пример: более 50% клиентов в той или иной степени обеспокоены проблемой общения с банками во время кризиса коронавируса.

«У клиента должно создаться ощущение, что его проблемы не останутся без решения, - поясняет он. Уже есть промышленные решения, помогающие создать бота, способного естественным образом взаимодействовать с клиентами, интегрируя когнитивные сервисы через популярные каналы. Может быть, скоро будет создан целый бот-банк, вряд ли этому стоит удивляться».

Терентьев считает, что более 50% клиентов изменит свое банковское поведение после пандемии. И банкам придется с этим считаться.

Источник МК

X -->